Кофедома.ру

Тигр

Аркадий

На крыльцо дома вышел невысокий коренастый мужичок в камуфляжных штанах и красной клетчатой рубашке. По его лицу было сложно понять, сколько ему лет, но когда он улыбнулся, то его глаза спрятались между бровями и скулами. Как у всех восточных людей.

Аркадий спустился поприветствовать рыбаков. К нему тут же подбежала лайка и он погладил ее за ухом. Трое рыбаков, только что приехавшие из города, вышли из машины и подошли к хозяину дома. Удэгеец поздоровался с ребятами и рассказал, по какой программе будет складываться их отдых.

Прежде чем вернуться в дом, удэгеец попросил рыбаков сразу выгружать вещи из машины в лодку, которая была привязана к дереву на берегу. Гости энергично выполнили распоряжение Аркадия и погрузились в лодку. Все были в приятном расположении духа и ожидали интересную рыбалку.

Аркадий повез своих гостей в зимовье, которое было расположено в 20 километрах выше по течению реки, на берегу которой стоял его дом. По дороге путники останавливались на небольших протоках и сливах, чтобы вдоволь погонять хариуса и побороться с ленком. К вечеру, под моросящий дождик, они прибыли в назначенное месту.

Каждый из них сильно продрог, поэтому хозяин принялся топить баню, а гости - готовить ужин. За окном уже наступили глубокие сумерки, когда все рыбаки попарились в бане и расселись по лавкам в теплом протопленном зимовье и принялись ужинать жаренной рыбой. Под мерцание свечи вся компания вкусно ужинала и обсуждала прошедший день.

Зимовье

Когда сытые и довольные рыбалкой рыбаки лежали на нарах, то под мерцание свечи начались разговоры про жизнь. Поскольку, приезжие ребята хорошо знали друг друга, то их больше всего интересовала жизнь Аркадия. Удэгеец сидел у печи, курил и нехотя рассказывал о своей жизни в таежной деревне.

В этой деревне жили его деды и прадеды и теперь он здесь живет со своей семьей. Он нехотя рассказал про свою буйную молодость и период, когда развалился СССР и "предприниматели" стали возить и продавать в его деревне паленый спирт. Спирт тогда менялся на шкурки пушного зверя и на красную икру. Самые отчаявшиеся удэгейцы меняли на "поллитру" свои охотничьи ружья.

Такую зависимость коренных жителей от алкоголя Аркадий объяснил просто. Дело в том, что в пищеварительной системе коренных народов Приамурья нет фермента, который способен переваривать алкоголь. От этого, каждый удэге и нанаец, после двух стопок водки сильно опьянеет, а на утро страдает от похмелья. Из-за этого в середине 90-ых годов большая половина его села сильно зависела от ежедневной дозы паленой водки.

На фоне этого и сам Аркадий оступился. На одной из пьяных разборок он схватился за ружье и выстрелил в обидчика из соседней деревни. Затем был суд, 7 летняя отсидка в тюрьме и возвращение домой. После этого Аркадий решил завязать с алкоголем и вернуться к обычной жизни и охотничьему промыслу.

Кофе

"Аркадий, а ты видел тигра?" - спросил один из гостей. "Я видел хозяина тайги два раза" - ответил удэгеец и полез в сумку за пакетом, который ему вручили гости -"Сейчас только наведу себе горячего кофе и сяду за стол".

Хозяин зимовья достал из своего рюкзака упаковку недорогого молотого кофе, одним движением охотничьего ножа срезал уголок упаковки и насыпал кофе в железную кружку. Затем снял с печи кипящий чайник и налили кипятка в кружку. "Не френч-пресс, конечно, но тоже вкусно"- с удовольствием произнес удэгеец и вернулся за стол.

По зимовью мигом разлетелся аромат бодрящего кофе и рыбаки заняли поудобнее позы на лавках. Только свеча предательски мерцала на столе, показывая волнение слушателей. Охотник отхлебнул немного кофе из железной кружки и спокойным голосом начал свой рассказ.

Зима

"Я тогда второй год ставил петли на соболя - начал Аркадий. Снега уже выпало почти поколено. К середине декабря время было. Я шел по путикам и проверял ловушки. Вдоль путиков виднелись следы тигра, но они были старые, однако я все равно держал ружье наготове.

При подходе к очередной ловушке понял, что она с соболем. Я облокотил ружье на дерево и присел, чтобы вытащить замерзшего зверька из ловушки. Когда я его вытащил и поднял голову, то в 2 метрах перед собой увидел кошку. Тигр лежал на четырех лапах, внимательно смотрел на меня и бил хвостом по снегу.

Первая мысль - до ружья я дотянуться не успею, поэтому решил действовать так, как учили бывалые охотники. Я начал спокойно разговаривать с тигром. Мол, ты хозяин тайги, это твои угодья и мои… Я тебе мешать не хочу… Просто возьму соболя и пойду дальше своей дорогой....

Сколько я с ним разговаривал, я не помню, но когда тигр привстал, потянулся и пошел в сторону распадка, я выдохнул. Когда кошка немного отошла, я потянулся за ружьем. Пока я вскидывал его на плечо, тигр уже отошел на приличное расстояние. Мне уже нечего было переживать за свою жизнь, поэтому я собрал свой скарб и пошел к следующей ловушке, не опуская пальца с пускового крючка."

Когда удэгеец закончил, гости переглянулись и почувствовали, что своим вопросом про тигра задели охотника за живое. Аркадий сделал еще пару глотков кофе и снова закурил. Он уже не пересаживался к печи и курил за столом. Никто из гостей ему ничего не сказал.

Лето

"Второй раз я видел тигра во время экспедиции с японскими киношниками. В начале 2000-ых они выиграли грант у себя дома и получили деньги от правительства, на съемку фильма об уссурийском тигре. Они летом приехали к нам и охотовед, который их сопровождал, пригласили меня стать их проводником в тайге.

Я тогда привел группу в те места, где тигр всегда водился. Мы поселились в зимовье и на следующее утро я нашел свежие следы Амбы. Я позвал команду за собой и мы пошли по тропинке в глубь леса. Когда мы вышли на полянку, то на ней были видны следы борьбы животных. Трава была примята, виднелись капли крови.

Оператор включил камеру и я начал объяснять японцам, что мы находимся на месте, где тигр прижал кабана. Тушка зверя была присыпана травой рядом, ноя объяснил им, что кошка тоже может быть рядом, поэтому нужно быть очень осторожными и не трогать добычу тигра.

Пока японцы снимали все это, я с охотоведом держали все время палец на предохранителе. Когда мы пошли обратно по тропинке в сторону зимовья, охотовед пошел первым, за ним оператор, переводчик, режиссер и я замыкал группу. Мы уже подходили к зимовью, когда из травы на тропу выпрыгнул тигр и громко зарычал, оскалив клыки.

Охотовед упал на землю, а остальные остались стоять как вкопанные. В лесу настала гробовая тишина. Тигр постоял еще секунд десять на тропинке, прорычал еще один раз и ушел в траву. Видимо он так защитил свою добычу и решил отпугнуть непрошеных гостей.

Все японцы остались стоять на своих места, а я потихоньку подошел к охотоведу. Он был в сознании, но не мог встать на ноги. Мы с оператором взяли его подруки и потащили в зимовье. Там мы решили переждать пару дней.

Иностранцы почти не выходили на улицу. Боялись. А я все это время поил их успокаивающим чаем на таежных травах. На третий день охотовед смог встать с кровати. У него от пережитого шока просто отказали ноги, но все обошлось.

Японцы возвращались из тайги в приподнятом настроении, ведь их оператор не струсил и включил камеру, когда на тропе появился тигр. Я тоже тогда сильно, радовался, что все закончилось хорошо. "

После этого Аркадий допил кружку кофе до дна и предложил всем укладываться спать. Гости поежились от услышанных истории и согласились с хозяином. Обсуждать встречу со смертью посреди ночи в глухой тайге - не самая приятная перспектива.

Городские ребята улеглись на нарах, но еще долго не могли уснуть. Однако капающий по крыше дождь, усталость от пережитого дня и посапывания Аркадия у печи быстро успокоили рыбаков и они забылись.

На следующий день рыбаки возвращались домой. По дороге к дому Аркадия они остановились на косе и приготовили на косе вкусной ухи. После отдыха и дневного сна они продолжили путь на лодке по живописным места дальневосточной тайги.

Про тигра больше никто не говорил вслух, но каждый из пассажиров лодки думал о нем. Ребята внимательно вглядывались в заросли травы у берега, чтобы, в случае чего, не пропустить встречу с полосатым хищником.